Научная парадигма Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины: допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);
Что обозначает парадигма?
παράδειγμα, «шаблон, пример, образец» < παραδείκνυμι — «представлять») означает определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты в области. …
Почему происходит смена научных парадигм?
Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира.
Почему происходит смена парадигм?
Как правило, смена парадигм возникает тогда, когда противоречия и нерешенные загадки накапливаются в рамках сложившейся научной парадигмы в такой степени, что существующее положение дел оборачивается острым кризисом — «работой системы на разрыв».5 февр. 2016 г.
Как формируется парадигма?
Парадигма формируется в ходе развития научной деятельности на базе определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, ей свойственных. … Наиболее распространенная форма воплощения парадигм это фундаментальная теория, по образцу и подобию которой строятся другие теоретические знания.
Как по мнению Т Куна развивается наука?
По Куну, развитие науки – это скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. … Следующий уровень научного познания после парадигмы – это научная теория. Парадигма базируется на прошлых достижениях – теориях. Эти достижения, считаются образцом решения научных проблем.
Что такое нормальная наука в понимании Куна?
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА – термин, введенный Т. … Куном, для обозначения деятельности научного сообщества, т. е. группы специалистов со сходной научной подготовкой и одинаковым пониманием целей и задач научной деятельности внутри определенной парадигмы.
Как определяет т кун науку и нормальную науку?
«Нормальная наука» противопоставляется “научной революции”. «Нормальная наука» – это рост научного знания в рамках одной парадигмы. … “Термин “нормальная наука”, – говорит Кун, – означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений (как мы увидим позже, это и есть “парадигма” – А.
В чем суть Допарадигмального периода в развитии науки Согласно концепции Т Куна?
Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. Ситуация, описанная выше, типична в развитии каждой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую всеми признанную теорию вместе с методологией исследований — то, что Кун называет парадигмой.
Как трактуется в концепции Т Куна парадигма?
Кун использовал термин «парадигма» в двух смыслах: 1) совокупность убеждений, ценностей и техник, характерных для данного научного сообщества; 2) один из элементов в этой совокупности, т. е. конкретные решения «головоломок» или проблем науки.
Что называют научной парадигмой?
Научная парадигма (от греч. παράδειγμα, «изображение, образец, пример, модель») — безоговорочно принятая научным сообществом модель научной деятельности.
Что такое Кумулятивизм?
КУМУЛЯТИВИЗМ (от лат. cumulatio – увеличение, совершенствование) – основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин к массиву приобретенного ранее знания.
Какие характеристики присущи классическому типу научной рациональности в психологии?
Классический тип научной рациональности (XVII — первая половина XIX в. в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности.
Что такое научная рациональность?
— специфический вид рациональности, характерный для науки. Научная рациональность всегда имеет исторический и конкретный характер, реализуясь и закрепляясь в парадигмальных для той или иной области научного исследования представлениях об идеале научного знания и способах его достижения. …
Почему для философии науки важна проблема демаркации?
По общепринятому определению, проблема демаркации научного знания является проблемой поиска критерия, позволяющего отделить научные теории (с позиции эмпирической науки) от квазинаучного знания (вненаучных предположений, формальных наук и метафизики).2 янв. 2017 г.
Что означает новая Постнеклассическая философия науки?
Постнекласси́ческая нау́ка — современный этап становления науки, начавшийся в 1970-х годах. Автором концепции является академик В. … нередуцируемой параллельности или релятивности описания мира в разных науках).
Что такое сциентизм и антисциентизм?
scientisme, от лат. … Антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного.
Чем отличается наука от Преднауки?
Наука идет от общего к частному, а преднаука – от частного к общему, т. е. основывается на практике. Кроме того, проверка установившихся знаний на практике и принципиальная возможность их опровержения для преднауки не свойственна, в науке делают эксперименты.
Кто положил начало неклассической философии?
Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 — 1857), Герберта Спенсера (1820 — 1903), Джона Стюарта Милля (1806 — 1873).
Каковы основные направления неклассической философии?
32). Категориальная структура знания неклассической философии стала четырехмерной, включив в себя следующие нередуцируемые сферы: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксеологическую.
Что отрицали философы Иррационалисты?
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный)– в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д.
Что означает позитивизм?
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.